Дягилева Янка


Дягилева Янка
Мир музыки знает довольно много примеров неординарных личностей. Однако среди них есть и те, чьи жизнь и творчество до сих пор являются некоей загадкой. К этой категории можно причислить и Янку Дягилеву.
Порой даже не важно, к какому жанру стоит относить поэзию и записи этой, без сомнения, талантливой девушки (одни считают ее представительницей авторской, бардовской песни, другие – легендой сибирского андеграундного рока) – так или иначе, уникальность, самобытность, оригинальность и специфичность (в приятном смысле этого слова) ее творений просто невозможно отрицать.
Некоторые полагают, что становление Янки как поэта и музыканта началось лишь с момента знакомства с лидером группы «Гражданская оборона» Егором Летовым. Отчасти это правда. Но следует отметить и другой, часто забываемый многими факт – первые стихотворения ее авторства можно датировать 1984 -1985-м годом, то есть несколько раньше судьбоносной встречи.
Детство будущей легенды было весьма обычным, однако уже тогда, во время учебы в школе, начинают проявляться первые творческие склонности: после года обучения игре на фортепиано, Яна решает научиться играть на гитаре, запоем читает Цветаеву, Ахматову, Гумилева, Платонова, участвует в самодеятельности, пишет свои первые стихи.
Впоследствии она продолжает учебу в Новосибирском институте инженеров водного транспорта, который на втором курсе бросает. Летов же появляется в жизни девушки в апреле 1987-го. Спустя год выходит первый альбом Янки «Не положено» — коротенький, акустический, длительностью около 20-ти минут. Именно он по праву считается первой, дошедшей до нас записью.


Стоит отметить тот факт, что наряду с более нигде не фигурирующими песнями, в этой дебютной работе можно услышать и всем известные — «Особый резон», «Берегись!», «На черный день» и.т.д.
Что подкупает в первых магнитоальбомах (как «дягилевских», так и «летовских») – так это неимоверная честность, буквально сквозящая в каждой повторяющейся ноте, в каждой эмоции, в каждом всхлипе и крике. Естественно, в отличие от более осмысленных последующих работ, здесь присутствует сырость и отсутствует эстетическая составляющая – но, собственно, в этом – то и прелесть.
К слову, Егор упоминал о том, что «Не положено» — его любимый альбом Янки. Хотя, кто знает? Знакомым с творчеством Летова людям известно, что он был склонен довольно часто менять свое мнение, обладал особым, присущим только лишь ему мировоззрением и необычайной образностью мышления.
Далее записывается не менее прекрасный бутлег «Деклассированным элементам». Вместе с «Гражданской обороной» Янка начинает путешествовать по стране. Наступает время концертов и квартирников.
Однако творческий путь исполнительницы длился, увы, недолго…
В 1990-м году состоялись последние выступления, а в 1991-м ее не стало…
К слову, обстоятельства, по которым тело девушки оказалось в реке, до сих пор неизвестны. Одни считают, что утопление было осознанным выбором, другие – что, возможно, кто-то «помог» Янке свести счеты с жизнью. Так или иначе, после похорон предусмотрительный Егор изъял все ее письма, черновики и прочие бумаги, которые могли каким-либо образом его скомпрометировать.
Причастен ли он был к трагедии? Сказать сложно. Поговаривали, что Летов даже утверждал о существовании предсмертной записки, которую никто никогда не видел. А потом признался, что это лишь вымысел. Впрочем, Егор есть Егор…
Что же нас привлекает в творчестве Янки Дягилевой? Как и в случае с «Гражданской обороной» несмотря на десятки анализов песен, каждый может найти в них свой смысл. Особая манера, яркая, эмоциональная подача, социальная, протестная составляющая текстов, а также их образность и тысячи глубинных истин – безусловно, одни из тех элементов, что формируют ту необъяснимую магию, по воле которой хочется окунуться в ее творения снова и снова.
Несколько надрывный вокал, узнаваемый тембр голоса (который, кажется, вот – вот сорвется на всхлип или крик) на подсознательном уровне передает слушателю те чувства, эмоции, ощущения, ту боль и желание не сдаваться, что бушевали в душе девушки. И, несмотря на то, что некоторые люди склонны называть Янку «женским вариантом раннего Летова», на мой взгляд, присутствуют и существенные различия, характерные лишь ей одной черты.
Безусловно, порой в музыкальном сопровождении чувствуется влияние Егора (как же без него?) – но вот относительно вокала и текстов, это нечто совершенно иное. Несмотря на присутствие у обоих честности, протеста, надрыва, желания «покончить с собой – уничтожить весь мир», Летов все же более образен. Внутренний мир Янки понять немного проще – довольно часто она передает как личные переживания, так и остросоциальные проблемы.
Сложно сказать, каким бы было творчество поэтессы и исполнительницы в наше время, не оборвись ее жизнь так внезапно и скоротечно. Но, как бы то ни было, за период своего недолгого жизненного и творческого пути, Янка сумела стать настоящей легендой, не жертвуя при этом принципами ради славы… Даже не желая славы как таковой… Она была открытой, правдивой и неимоверно честной…



Написать

Ваш email не будет опубликован.

Меню
Play Cover Track Title
Track Authors