
Здорово и вечно- фильм Егор Летов
В 2014 году в кинотеатрах проходил первый официальный документальный байопик Егора Летова «Здорово и вечно». О том, как этот фильм работает и почему Летова так трудно уместить в рамки биографии, рассказывает Татьяна Алешичева.
Егор Летов стал легендой еще при жизни, иногда такое случается. После его смерти возникла необходимость эту легенду осмыслить, понять, как это все случилось, и откуда он взялся такой. Что «это» — адептам летовского творчества объяснять не надо, а тем, кого оно миновало — не надо тем более. «Здорово и вечно» — первый официальный байопик: по мере просмотра становится понятно, что это попытка собрать именно летовскую биографию, а не историю группы. Он работает сразу в двух измерениях. Дотошно накапливает какую-то древнюю фактологию формата «родился-учился-взлетел», рассказанную друзьями и соратниками, и в то же время заходит с тыла, предъявляет фон, на котором выкристаллизовалось и от которого отделилось это удивительное явление. Фильм очень точно говорит о пресловутом духе времени: это тяжелый дух. Спертый воздух, застой в блочных кварталах, черно-белый советский мир, внутри которого понапрасну мечутся живые люди. А Летов ускользает. Как ему было свойственно, летает снаружи всех измерений, не оставляет следов на свежем снегу — тут можно подверстать еще массу цитат из него же. И это нормально, это так и должно быть. Вот он сидит, что-то по обыкновению убежденно декларирует в кадре, или объясняет, откуда взялся образ песни про дурачка — из древнего русского заговора на смерть — потом машет рукой: нет, не надо объяснять.
Место действия — Сибирь, время — 80-е, свидетели той жизни сгущают краски. «Лютое место Сибирь, тут не до тонких материй», — говорит кто-то из очевидцев становления группы. А следом Константин Рябинов выражается точнее: «Все это происходило в какой-то жопе». Потом кто-то еще назовет родной Летову Омск дырой; ну, ничего, у этого слова масса значений. Сергей Летов, поглаживая лежащего на коленях кота, ударяется в воспоминания на камеру: как он привез и поставил младшему брату пластинку группы The Who, от которой был отбит кусок, так что невозможно было слушать первые три песни. Как младший брат ездил в электричке в ПТУ в подмосковном Красково и раз попался по дороге местным гопничкам. Те разбили ему очки, которые он потом гордо носил с осколком вместо целого стекла. Как он слушал разговоры в электричках, а потом собирал «конкретную поэзию» из подслушанных чужих фраз. И, кажется, еще тогда невзлюбил московские расклады — слишком много в этом быстром городе человеку надо шустрить «по делам», а это всегда была история не про него. Чуть дальше по ходу рассказа Сергей Жариков отметит, что и тогдашняя рок-Москва, где хорошей музыкой считалось что-то пропетое с неизменной иронией (читай — фигой в кармане), Летова не больно-то и любила.
Как не объясняют ничего и попытки классификации, которые выдают наблюдатели и соратники, говоря про специфическую историю сибирского панка и смешение двух поколенческих субкультур, когда панковский ирокез и хипповский хаер мирно уживались в пределах одной группы. «Они выглядели как куча рваного хлама — это был мегатрэш», — говорит один из очевидцев тогдашней веселой и отчаянной истории группы «Гражданская оборона». «На фоне по-настоящему злых с виду участников группы „Путти“ Егор смотрелся как мальчик, поправляющий очки», — вторит другой. И все это опять совершенно неважно. В 1987 группа «Гражданская оборона», кажется, впервые вышла на публику. В Новосибирске, на рок-фесте, вместо группы «Звуки Му», которая по какой-то причине до феста не доехала. «Звуки Му»? Ну и что. А мы «Гражданская оборона»«, — сказал Летов, который уже тогда все правильно про себя понимал. «Оборона» вышла на сцену, и была принята мгновенно, зал встал на уши, — вот еще кусок легенды, который снова ничего не объясняет, ну и что. «Однажды я послушал сразу несколько хороших пластинок, а потом собственную музыку — моя запись понравилась мне больше всего. Да так, что я стал от восторга скакать по комнате», — говорит Летов в давнем интервью. А соратники продолжают грузить фактами, откуда взялся грязный и будто бы «плохой» звук: один коммерсант от рок-музыки, к которому Летов пришел за записями, сказал, что не держит панка, потому что все эти записи — некачественные. После этого Летов решил играть намеренно «грязно», чтобы не становиться частью всегдашнего потока купли-продажи. «Звучание должно было быть говно» — подтверждает басист одного из первых составов ГО Игорь Староватов. А проницательный Жариков озвучивает мысль, которая редко приходит в голову преданным поклонникам группы: кроме прочего, Летов был стратег и выдающийся менеджер, который сам свою легенду и выпестовал, ничего не пуская на самотек. В начале 90-х он прекратил концерты и распустил «Оборону», вместо того чтобы на первой волне популярности заняться чесом, как сделал бы директор любой другой группы. Но есть другие и есть «Оборона», явление, как ни крути, совершенно особенное и отдельное от того, что принято называть русским роком в разных значениях этого слова.
В какой-то момент все музыканты из ранних составов «Обороны», не сговариваясь, доходят в своих интервью до одной и той же точки: они вовсе не были равными величинами в группе. Они просто помогали Летову делать его дело. «И это нормально», — подытоживает Кузьма, легко пренебрегая тут почетным званием соавтора.
Фильм проговаривает все необходимые биографические подробности по списку. Манагер рассказывает о Янке: как она не хотела просто маячить на заднем плане и заваривать парням чай, и как сильно отличалась от девушек в норковых шапках, а те, слушая, как она поет им со сцены, понимали, как сильно отличаются от нее. И о том, как в сжатом воздухе вокруг группы витала идея, что с этим всем надо завязывать. В какой-то момент звучит даже кощунственное «казалось, что, может, и с жизнью пора завязывать» — когда Алексей Плюснин (Плюха) говорит о смерти Янки. А дальше следует рассказ, как после приостановки деятельности группы создавался проект «Коммунизм», и вынужденно упирается в начало девяностых, потому что в пределы одного документального фильма просто не уместить всю историю Летова, последующих проектов и реинкарнаций. Но дело даже не в этом: как обычно и случается, явление ГО не умещается в хронику событий, происходивших с группой. А сам Летов никогда не уместится в рамки собственной биографии, будь она даже проговорена самым подробным образом, эту легенду уже не разъять на составляющие и не объяснить с помощью фактов и свидетельств.
Сергей Гурьев, когда-то написавший для самиздатовских журналов «Урлайт» и «Контркультура» теперь уже канонические тексты о Янке и Летове, в какой-то момент повторяет на камеру собственную фразу оттуда: «Янка — это то, о чем поет Егор Летов…», — и проглатывает ее окончание. А оканчивалась фраза так: «… а что такое Летов — не знает никто». Все попытки рассказать об этом возможны только в первом приближении, каким, наверное, и стоит считать этот фильм. Может быть, потому что Летов пел не о себе, а обо всех, кто понапрасну метался в спертом воздухе.
Татьяна Алёшичеваseanceu

Авторская песня ЦОЙ КЛИНСКИХ ВЫСОЦКИЙ ТАЛЬКОВ ЛЕТОВ
«Далее»

Наталья Чумакова — жена Егора Летова
«Далее»

смерть Егора Летова — Предчувствие
«Далее»

Егор Летов песни, смысл
«Далее»

жизнь Егора Летова
«Далее»

Егор Летов — обратная сторона русского рока
«Далее»

Песня Значит ураган Егора Летова
«Далее»

песня Долгая счастливая жизнь Праздникам НЕТ Гражданская Оборона
«Далее»

гражданская оборона песня На рассвете без меня
«Далее»

Егор Летов песня насрать на мое лицо
«Далее»

песня Поганая молодежь Гражданская Оборона
«Далее»

гражданская оборона песня слава психонавтам
«Далее»

песня Егора Летова это моя Винтовка это праздник
«Далее»

Гражданская Оборона песня Небо как кофе
«Далее»

песня Вечная весна в одиночной камере — смысл
«Далее»

Самая жуткая песня Егора Летова — Прыг Скок
«Далее»

песня Мы идем в тишине Черный Лукич и Егор Летов
«Далее»

А знаешь как мне в небесах – кто же автор?
«Далее»

Егор Летов песня Государство
«Далее»

Гражданская Оборона песня Система — о чем?
«Далее»

Гражданская Оборона песня Про дурачка смысл
«Далее»

песня Отряд не заметил потери бойца Гражданская оборона
«Далее»

песня Русское Поле Экспериментов
«Далее»

песня Пластмассовый мир победил Моя оборона гражданская оборона
«Далее»

песня Все идет по плану песня Летова
«Далее»
Альбомы Легенд Сектор Газа, Егор Летов, Виктор Цой, Тальков, Высоцкий
«Далее»

Аккорды песен Сектор Газа, Егор Летов, Виктор Цой, Тальков, Высоцкий
«Далее»
АККОРДЫ ПЕСЕН ЕГОРА ЛЕТОВ ГРажданская ОБорона
«Далее»

Загадки — Летов Клинских Цой Высоцкий
«Далее»

Политика и Клинских, Летов, Цой, Тальков, Высоцкий
«Далее»

Караоке Сектор Газа, Егор Летов, Виктор Цой, Тальков, Высоцкий
«Далее»

Легенды Авторской Песни?
«Далее»

Женщины и Уход Клинских Цой Летов Высоцкий
«Далее»

Летов Егор группа Гражданская Оборона
«Далее»

Егор ЛЕТОВ биография
«Далее»
Егор ЛЕТОВ Гражданская Оборона ВИДЕО клипы
«Далее»

Был там один солдат — Егор ЛЕТОВ
«Далее»

Рок-н-ролл мертв или Раздражение Летова
«Далее»

В окрестностях смерти Летова
«Далее»

Солженицын писал о совсем другом
«Далее»

Сияние обрушится вниз Егор Летов
«Далее»

Здорово и вечно- фильм Егор Летов
«Далее»
Егор ЛЕТОВ ГрОб альбомы слушать онлайн
«Далее»

БОГ и Высоцкий, Егор Летов, Юра ХОЙ, Виктор Цой, Тальков
«Далее»

Созвучные Легенды Высоцкий, Егор Летов, Юра ХОЙ, Виктор Цой, Тальков
«Далее»

Встреча Юрия Клинских (Хой) и Егора Летова
«Далее»

Верю во Всемирную революцию Егор ЛЕТОВ
«Далее»

Момент тишины Егора ЛЕТОВА
«Далее»