Здорово и вечно- фильм


Егор ЛЕТОВ
В 2014 году в кинотеатрах проходил первый официальный документальный байопик Егора Летова «Здорово и вечно». О том, как этот фильм работает и почему Летова так трудно уместить в рамки биографии, рассказывает Татьяна Алешичева.

«Здорово и вечно». Реж. Наталья Чумакова, Анна Цирлина. 2014«Здорово и вечно». Реж. Наталья Чумакова, Анна Цирлина. 2014
Егор Летов стал легендой еще при жизни, иногда такое случается. После его смерти возникла необходимость эту легенду осмыслить, понять, как это все случилось, и откуда он взялся такой. Что «это» — адептам летовского творчества объяснять не надо, а тем, кого оно миновало — не надо тем более. «Здорово и вечно» — первый официальный байопик: по мере просмотра становится понятно, что это попытка собрать именно летовскую биографию, а не историю группы. Он работает сразу в двух измерениях. Дотошно накапливает какую-то древнюю фактологию формата «родился-учился-взлетел», рассказанную друзьями и соратниками, и в то же время заходит с тыла, предъявляет фон, на котором выкристаллизовалось и от которого отделилось это удивительное явление. Фильм очень точно говорит о пресловутом духе времени: это тяжелый дух. Спертый воздух, застой в блочных кварталах, черно-белый советский мир, внутри которого понапрасну мечутся живые люди. А Летов ускользает. Как ему было свойственно, летает снаружи всех измерений, не оставляет следов на свежем снегу — тут можно подверстать еще массу цитат из него же. И это нормально, это так и должно быть. Вот он сидит, что-то по обыкновению убежденно декларирует в кадре, или объясняет, откуда взялся образ песни про дурачка — из древнего русского заговора на смерть — потом машет рукой: нет, не надо объяснять.

Место действия — Сибирь, время — 80-е, свидетели той жизни сгущают краски. «Лютое место Сибирь, тут не до тонких материй», — говорит кто-то из очевидцев становления группы. А следом Константин Рябинов выражается точнее: «Все это происходило в какой-то жопе». Потом кто-то еще назовет родной Летову Омск дырой; ну, ничего, у этого слова масса значений. Сергей Летов, поглаживая лежащего на коленях кота, ударяется в воспоминания на камеру: как он привез и поставил младшему брату пластинку группы The Who, от которой был отбит кусок, так что невозможно было слушать первые три песни. Как младший брат ездил в электричке в ПТУ в подмосковном Красково и раз попался по дороге местным гопничкам. Те разбили ему очки, которые он потом гордо носил с осколком вместо целого стекла. Как он слушал разговоры в электричках, а потом собирал «конкретную поэзию» из подслушанных чужих фраз. И, кажется, еще тогда невзлюбил московские расклады — слишком много в этом быстром городе человеку надо шустрить «по делам», а это всегда была история не про него. Чуть дальше по ходу рассказа Сергей Жариков отметит, что и тогдашняя рок-Москва, где хорошей музыкой считалось что-то пропетое с неизменной иронией (читай — фигой в кармане), Летова не больно-то и любила.

Особенное место в биографии Летова занимает история про психушку, куда его, совсем еще пацана, закатал вездесущий КГБ — по-видимому, как прямую и явную угрозу государственной безопасности. Хотя кажется, что пацаном-то Летов никогда и не был, а сразу каким-то непостижимым образом оказался взрослым. Кузьма называет своего ровесника Летова «Игорь Федорович». В этом есть немного от его всегдашнего ерничества, но не только. И это кому-то может показаться странным, но это нормально. Что до истории с психушкой, то Сергей Летов вспоминает, как для того, чтобы вытащить оттуда брата, сделал ход конем — на голубом глазу распространял в кулуарах слухи, что соберет концерт, пригласит иностранных музыкантов и расскажет журналистам, что в СССР человека могут упечь за музыку. Каким-то, по-видимому, довольно банальным образом его «послание», рассказанное многим «по секрету», дошло до адресата, и Егора выпустили — еще одна легендарная история, которая ничего не объясняет в феномене Летова.

«Здорово и вечно». Реж. Наталья Чумакова, Анна Цирлина. 2014«Здорово и вечно». Реж. Наталья Чумакова, Анна Цирлина. 2014

Как не объясняют ничего и попытки классификации, которые выдают наблюдатели и соратники, говоря про специфическую историю сибирского панка и смешение двух поколенческих субкультур, когда панковский ирокез и хипповский хаер мирно уживались в пределах одной группы. «Они выглядели как куча рваного хлама — это был мегатрэш», — говорит один из очевидцев тогдашней веселой и отчаянной истории группы «Гражданская оборона». «На фоне по-настоящему злых с виду участников группы „Путти“ Егор смотрелся как мальчик, поправляющий очки», — вторит другой. И все это опять совершенно неважно. В 1987 группа «Гражданская оборона», кажется, впервые вышла на публику. В Новосибирске, на рок-фесте, вместо группы «Звуки Му», которая по какой-то причине до феста не доехала. «Звуки Му»? Ну и что. А мы «Гражданская оборона»«, — сказал Летов, который уже тогда все правильно про себя понимал. «Оборона» вышла на сцену, и была принята мгновенно, зал встал на уши, — вот еще кусок легенды, который снова ничего не объясняет, ну и что. «Однажды я послушал сразу несколько хороших пластинок, а потом собственную музыку — моя запись понравилась мне больше всего. Да так, что я стал от восторга скакать по комнате», — говорит Летов в давнем интервью. А соратники продолжают грузить фактами, откуда взялся грязный и будто бы «плохой» звук: один коммерсант от рок-музыки, к которому Летов пришел за записями, сказал, что не держит панка, потому что все эти записи — некачественные. После этого Летов решил играть намеренно «грязно», чтобы не становиться частью всегдашнего потока купли-продажи. «Звучание должно было быть говно» — подтверждает басист одного из первых составов ГО Игорь Староватов. А проницательный Жариков озвучивает мысль, которая редко приходит в голову преданным поклонникам группы: кроме прочего, Летов был стратег и выдающийся менеджер, который сам свою легенду и выпестовал, ничего не пуская на самотек. В начале 90-х он прекратил концерты и распустил «Оборону», вместо того чтобы на первой волне популярности заняться чесом, как сделал бы директор любой другой группы. Но есть другие и есть «Оборона», явление, как ни крути, совершенно особенное и отдельное от того, что принято называть русским роком в разных значениях этого слова.

Вокруг группы, конечно, были организаторы, которые популяризировали ее всеми возможными способами и устраивали концерты до и после назначенного Летовым периода великой тишины. Сергей Фирсов в Ленинграде делал это своим тоталитарным методом: «Когда ко мне приходили за записями, я ставил условие: запишу пятьдесят процентов „Аквариума“, двадцать — „Кино“, а остальное на мое усмотрение». В Москве ГО в то же время продвигал Олег Тарасов (Берт).

В какой-то момент все музыканты из ранних составов «Обороны», не сговариваясь, доходят в своих интервью до одной и той же точки: они вовсе не были равными величинами в группе. Они просто помогали Летову делать его дело. «И это нормально», — подытоживает Кузьма, легко пренебрегая тут почетным званием соавтора.

Фильм проговаривает все необходимые биографические подробности по списку. Манагер рассказывает о Янке: как она не хотела просто маячить на заднем плане и заваривать парням чай, и как сильно отличалась от девушек в норковых шапках, а те, слушая, как она поет им со сцены, понимали, как сильно отличаются от нее. И о том, как в сжатом воздухе вокруг группы витала идея, что с этим всем надо завязывать. В какой-то момент звучит даже кощунственное «казалось, что, может, и с жизнью пора завязывать» — когда Алексей Плюснин (Плюха) говорит о смерти Янки. А дальше следует рассказ, как после приостановки деятельности группы создавался проект «Коммунизм», и вынужденно упирается в начало девяностых, потому что в пределы одного документального фильма просто не уместить всю историю Летова, последующих проектов и реинкарнаций. Но дело даже не в этом: как обычно и случается, явление ГО не умещается в хронику событий, происходивших с группой. А сам Летов никогда не уместится в рамки собственной биографии, будь она даже проговорена самым подробным образом, эту легенду уже не разъять на составляющие и не объяснить с помощью фактов и свидетельств.

Сергей Гурьев, когда-то написавший для самиздатовских журналов «Урлайт» и «Контркультура» теперь уже канонические тексты о Янке и Летове, в какой-то момент повторяет на камеру собственную фразу оттуда: «Янка — это то, о чем поет Егор Летов…», — и проглатывает ее окончание. А оканчивалась фраза так: «… а что такое Летов — не знает никто». Все попытки рассказать об этом возможны только в первом приближении, каким, наверное, и стоит считать этот фильм. Может быть, потому что Летов пел не о себе, а обо всех, кто понапрасну метался в спертом воздухе.
Татьяна Алёшичева seance.ru


Егор ЛЕТОВ

Егор Летов

Егор Летов – российский автор и исполнитель песен, которого называют ...
«Далее»

Аккорды песен СГ-ХОЙ КИНО-ЦОЙ ЛЕТОВ-ГрОб ВЫСОЦКИЙ ТАЛЬКОВ

1.Вступление 2.Сектор газа 3.Сумасшедший труп 4.Я мразь 5.Cпокойной ночи, малыши! ...
«Далее»

Загадки о Легендах

Здесь я буду выкладывать всякие загадки, головоломки о Легендах. Если ...
«Далее»

Политика и Легенды

Интересно, как относились к политике Клинских, Летов, Цой, Тальков, Высоцкий? ...
«Далее»

Караоке

Бывает, хочется спеть любимые песни, пожалуйста. Душевного пения. Здесь собраны ...
«Далее»
Созвучные Легенды ЦОЙ КЛИНСКИХ ВЫСОЦКИЙ ТАЛЬКОВ ЛЕТОВ

Легенды Авторской Песни?

Вначале, когда задумывал сайт, были противоречия, как он должен называться ...
«Далее»
Легенды

Женщины и Уход Легенд

Юрий Клинских(27.07.1964 - 4.07.2000) Самые известные и обсуждаемые женщины Юрия ...
«Далее»
ЛЕТОВ Игорь Фёдорович

✯ Летов Егор ГрОб✯

Егор Летов (10.09.1964 — 19.02.2008) Кто-то говорил, что ему нет ...
«Далее»
Созвучные Легенды ЦОЙ КЛИНСКИХ ВЫСОЦКИЙ ТАЛЬКОВ ЛЕТОВ

Авторская песня ЦОЙ КЛИНСКИХ ВЫСОЦКИЙ ТАЛЬКОВ ЛЕТОВ

Авторская песня, я понимаю это как, необходимость автора выложить свое ...
«Далее»
Егор-Игорь ЛЕТОВ

Егор ЛЕТОВ биография

Егор Летов (10.09.1964 — 19.02.2008) Настоящее имя: Игорь Фёдорович Ле́тов;— ...
«Далее»

Егор ЛЕТОВ Гражданская Оборона ВИДЕО

Клипы Всё идёт по плану, МОЯ ОБОРОНА, Вечная весна, Про ...
«Далее»
Егор ЛЕТОВ

Над пропастью домой — Егор ЛЕТОВ

Для меня Летов начался со знаменитого иконического образа: за колючей проволокой в черных ...
«Далее»
Егор ЛЕТОВ

Был там один солдат — Егор ЛЕТОВ

Не все художественные практики и тем более практики экзистенциальные, помещаются внутри территории ...
«Далее»
Егор ЛЕТОВ

Рок-н-ролл мертв или Раздражение

Мне Летов нужен одной фразой: «Не бывает атеистов в окопах под огнем» ...
«Далее»
Егор ЛЕТОВ

Значит, ураган

Егор Летов. Из интервью разных лет ДК Строителей. Фото Александра ...
«Далее»
Егор ЛЕТОВ

В окрестностях смерти

Кто не орал — дурным голосом, хором, под раздрызганную гитару, после хорошей ...
«Далее»
Егор ЛЕТОВ

Солженицын писал о совсем другом

Плохое быстро забывается. Про то, что ещё в начале нулевых при упоминании ...
«Далее»
Егор ЛЕТОВ

Сияние обрушится вниз

интервью с вдовой Егора Летова —Натальей Чумаковой. — Начнём с того, что ...
«Далее»
Егор ЛЕТОВ

Здорово и вечно- фильм

В 2014 году в кинотеатрах проходил первый официальный документальный байопик ...
«Далее»

ЛЕТОВ ГрОб слушать

Летов — ПодборкаГрОб — Зачем снятся сны? ГрОб-РеанимацияГрОб-Долгая счастливая жизнь ...
«Далее»
Хоево - Летовская встреча

Хоево Летовская встреча

Легендарная встреча и посиделка Юрия Клинских ХОЯ (Сектор Газа) и ...
«Далее»
ЛЕТОВ Игорь Фёдорович

О ЛЕТОВЕ

Лидер группы "Гражданская оборона" Егор Летов войну с косностью, с ...
«Далее»
ЛЕТОВ Игорь Фёдорович

Я живу на грани — Егор ЛЕТОВ

Егор Летов: «Я живу на грани». Егор Летов: "Я живу ...
«Далее»
Егор ЛЕТОВ

Верю во Всемирную революцию-Егор ЛЕТОВ

- На выборах ты выступил в поддержку Зюганова… Зюганов проиграл ...
«Далее»
ЛЕТОВ Игорь Фёдорович

Времени Нет — Егор Летов

Егор Летов — человек, поставивший своего рода социальный рекорд. Кажется, ...
«Далее»
Сто лет одиночества

Момент тишины Егора ЛЕТОВА

Из сочиненного «Гражданской обороной» я в последнее время выше всего ...
«Далее»

Написать

Ваш email не будет опубликован.

Меню
Play Cover Track Title
Track Authors