Наталья Чумакова

admin :


наталья чумакова
Женам наших рок-музыкантов можно только посочувствовать. Им приходится, наравне со своими знаменитыми мужьями, нести тяготы неформального образа жизни: нерегулярные заработки, вредные привычки (выразимся предельно аккуратно!), неадекватная реакция поклонниц. Не каждая женщина согласится на это и вряд ли можно ее за это осудить.
Наталья Чумакова, вдова Егора Летова, стала не только его единственной законной женой, но и творческим соратником, помогала ему на сцене, брала на себя бытовые трудности и организационные вопросы.
Наталья из профессорской семьи: ее родители — профессиональные филологи, отец много лет посвятил изучению поэзии Пушкина.
Чумакова увлеченно занималась конным спортом и училась в ветеринарной академии. Размеренное течение жизни резко изменилось в 1989 году: Наталья попала на концерт Гражданской Обороны на Фестивале в ленинградском Рок-клубе. Первое ее впечатление от группы — со сцены шел шквал энергии, хотя звучание, как и на всех тогдашних мероприятиях, оставляло желать лучшего.


Под впечатлением от услышанного Наталья возвращается в Новосибирск и начинает играть на бас-гитаре в группе «Начальники Партии». Это была тяжелая мрачная музыка со странными аранжировками, пост-панк по стилистике.
Личное знакомство с Летовым произошло в 1991 году, на похоронах Яны Дягилевой. Но обстановка не располагала к сближению. Должно было пройти еще несколько лет и только после этого Наталья и Егор познакомились по-настоящему.
Организаторы концертов Летова попросили Чумакову приютить музыкантов группы, приехавших в Новосибирск на гастроли. За это время они подружились, и Летов после импровизированного прослушивания позвал Наталью в группу на «должность» бас-гитаристки.
Впервые на сцену вместе с музыкантами Обороны Наталья вышла весной 1994 года, во время культового концерта в ДК «Крылья Советов». В это время Летов был максимально вовлечен в политические события: вступил в НБП Лимонова, тесно общался с Дугиным и другими деятелями радикального левого движения. Правда, увлечение политикой быстро сошло на нет, но концерты тех лет, по воспоминаниям Натальи, были сплошным экстримом как для поклонников, так и для участников группы. Почти каждое выступление сопровождалось каким-то инцидентом, от распыления газа в зале до приезда ОМОНа с водометами, которыми утихомиривали разбушевавшуюся публику.

Со временем обстановка стабилизируется и большинство зрителей приходит на концерт не для того, чтобы просто побеситься и покричать, что, мол, все идет по плану, но и послушать музыку. Чумакова вносила свою лепту в творчество не только как бас-гитарист, но и как звукорежиссер: в последние годы она активно влияла на саунд группы. После смерти Егора Летова 19 февраля 2008 года она стала распоряжаться его творческим архивом. За прошедшие годы ею сделано очень много. Главное — выпущен трехтомник автографов Егора, тираж которого давно разошелся среди поклонников. На виниле регулярно переиздаются культовые альбомы Гражданской Обороны.
Особо следует сказать о двух документальных фильмах, выпущенных Натальей: «Здорово и вечно» (2014) и «Сияние обрушится вниз» (2018).
Первая лента посвящена ранним годам существования ГО. У Чумаковой получился информативный фильм, к участию в нем она привлекла знаковых деятелей сибирского андеграунда и соратников Летова (И.Жевтун, В.Кузьмин, О.Судаков, В.Рожков). Картина получилась нетривиальной и атмосферной. Главное — удалось запечатлеть уходящую эпоху, и сделать это бережно. Молодые поклонники смогли узнать, с чего начиналась Оборона и кто так или иначе был связан с Летовым в начале творческого пути.

Второй фильм — «Сияние обрушится вниз» — видеозапись последнего выступления Егора и Гражданской Обороны в Екатеринбурге 9 февраля 2008 года, за десять дней до смерти Летова. Сама Наталья говорит, что обработана запись минимально. Монтажа почти нет, за исключением нескольких кадров. Чумакова как режиссер пошла на это сознательно: по ее мнению, киношные красивости и выкрутасы только испортили цельное впечатление от последнего концерта.

В последние год-два имя Летова часто упоминают в связи с событиями, не связанными напрямую с музыкой. У всех на слуху история с переименованием омского аэропорта в честь Егора и общественная дискуссия на эту тему. Чумакова заняла достойную позицию: она отстранилась от бессмысленного спора и призвала к этому всех поклонников Летова. Можно сколько угодно строить предположения о том, как отнесся сам Егор к этой сюрреалистической ситуации, но его явно не порадовала бы перспектива официально стать человеком-аэропортом.
Отрицательно отнеслась Наталья и к инициативе некоей группы товарищей во главе с Прилепиным устроить в легендарной омской квартире Летова музей. Причем они решили делать все по накатанной бюрократической схеме: оформить жилплощадь в собственность, затем перевести ее в нежилой фонд, а потом уже создать там очаг культуры и водить экскурсии.

Скорее всего, получилось бы нечто в духе питерской Камчатки, из которой тоже сделали музей. Правда, вместо вольного духа андеграунда там ощущается запах дешевой коммерции, а экспозиция производит впечатление чего-то случайного, сделанного на скорую руку.
По мнению Чумаковой, создавать музей Летова рано: для этого прошло мало времени. Слишком многие видят в Егоре только маргинала, который писал странные нецензурные песенки, лишенные смысла. Серьезное изучение поэзии Летова только началось. Нужно немного подождать, чтобы улеглись страсти, и Егор Летов занял свое выстраданное место в русской культуре. Он безусловно имеет на это право.
электроника Галина Клинских дебюты инди гранж Ария+Кипелов король и шут Главные Карпов поп шансон Тальков жанр панк альтернатива метал рэп анализ песен аккорды авторская песня рок

Написать

Ваш email не будет опубликован.

Play Cover Track Title
Track Authors