Виктор Цой в Игле


Виктор Цой в Игле
Самурайские глаза — и руки музыканта. Уверенная стойка на сцене и перед боем — и кошачья ловкость. Таким знают и таким любят почитатели лидера ленинградской рок-группы «КИНО» Виктора Цоя.

— Виктор, вы всегда ходили в черном?

— Да, всю сознательную жизнь, во всяком случае.

— И до сих пор любите ночь?

— Да, в том значении, в каком об этом поется.

— Почему ваша группа называется «КИНО»?

— Нипочему. Придумали название — и все. Какая разница, дело ведь не в том, как называться, а в том, что делать, вы же понимаете.

 

А мы-то ждали каких-то излияний по поводу большой любви к кинематографу! На самом деле все гораздо проще и, пожалуй, серьезнее.

О кино (на сей раз без кавычек): рок-фэны имели возможность увидеть В.Цоя в «Ассе», «Роке», «Игле», редкие счастливцы — во вгиковской работе Р.Нугманова «Йах-ха», демонстрировавшейся лишь в узком кругу (Институт кинематографии, Дом кино и пр.). В 1989 году Виктор вошел в первую пятерку рейтинга популярности «СЭ».

 

— Какие впечатления остались от работы над «Иглой»?

— Это было тяжело и очень утомительно. Знаете, мотание туда-сюда по стране… Хотя скорее было интересно, потому что я был поставлен в оптимальные условия, в каких только может работать киноактер (если, конечно, называть эту работу киноактерской). Режиссер Рашид Нугманов — мой приятель, у нас схожие взгляды, поэтому мы делали все, что хотели, и мне никогда не приходилось наступать себе на горло. Мы друзья, поэтому, если мне что-то совсем не нравилось, Рашид от этого отказывался.

— В одном из интервью вы сказали, что во время съемок вам мешает всевластие режиссера…

— Конечно, у Нугманова было свое мнение, а у меня — свое, что неизбежно. Мы с ним много спорили, и у него было гораздо больше прав. Но мне это не мешало, поэтому мы снова собираемся писать сценарий и снимать.

— Кому принадлежит текст вашей роли в «Игле»?

— Сценарий, от которого предыдущий режиссер отказался, попал нам в руки за две недели до начала съемочного периода. Мы его прочли и отложили. Снимали ту же историю, но тексты придумывали сами уже на площадках.

В «Игле» Цой впервые в кино предстал как неоромантик, хотя в группе «Кино» он им являлся уже неоднократно.

Лирический и в то же время немного сердитый молодой человек, герой Цоя гораздо естественнее смотрится в фильме на фоне доисторических глинобитных хижин, потрескавшегося дна высохшего моря, на фоне рассвета, на фоне заката, чем в пространстве урбанистического пейзажа. Однако восточная грация его такова, что без особых интеллектуальных усилий он преодолевает эту неестественность интуитивным знанием того, что город — это те же джунгли, в которых свои законы. Их нельзя нарушать, но нельзя и принимать всерьез, иначе самому можно стать винтиком гигантского и бессмысленного механизма, слиться с пейзажем. В фильме Цой выглядит максимально отдельно от него. Осмысленный взгляд и адекватные реакции выгодно отличают его от бессмысленно-безумного способа существования других персонажей, а его современные черные джинсы и черная куртка кажутся в цветной палитре фильма неоромантическим аккордом, как черный плащ его исторических предшественников.

Парадокс (в духе неоромантизма) заключается в том, что дистанция между героем и миром образуется не благодаря презрительной иронии героя по отношению к убогой действительности, а потому что он относится к ней без всякого презрения, вполне трепетно и даже душевно, в то время как окружающий героя мир презирает сам себя. Это новое качество романтической иронии, лишающей возможности смотреть на мир свысока, приводит к эффекту отстранения героя. Странным он кажется уже не потому, что оценивает земное с высоты небесного, с высоты зачастую мнимой, основанной на мифе о собственной исключительности, а потому, что имея смутное представление о небесном, но чувствуя в крови неистребимое желание идти туда, где небо сходится с землей, чтобы заглянуть за линию горизонта, герой Цоя обеими ногами прочно стоит на грешной земле. Все же остальные персонажи так или иначе утратили чувство реальности.

В этом фильме грезят все, но и сама действительность похожа на сон. Пытаясь отвадить героиню фильма, с которой героя связывает необязательное для обоих, но трогательное любовное чувство (любовь, как традиционный романтический путь от земного к небесному, тоже подвергается в фильме неоромантической переоценке), пытаясь отвадить свою подругу от наркотиков, герой Цоя отвозит ее на берег высохшего моря, где реальность предстает как некая сверхгаллюцинация. Наркотические грезы ли перенесли в пески остов рыболовецкого судна или это рукотворное надгробие когда-то существовавшему морю — какая, в сущности, разница, если то и другое мираж?

Традиционно романтический герой иррационален, но что прикажете ему делать, если иррациональна действительность? Помните в «Ассе» уголовника, вообразившего себя космонавтом? В «Игле» тот же уголовник забирается на импровизированную трибуну и, воображая себя вождем, произносит бессмысленную и зажигательную речь, а потом падает в странный резервуар, заполненный прелой листвой. А Петр Мамонов? Даже если не знать его музыкального творчества, нельзя всерьез отнестись к его мафиозному персонажу, опереточная пластика которого сводит на нет какой бы то ни было пафос борьбы с ним как с социальным злом (наркотики!). Короче, стремясь создать у нас не столько иллюзию достоверности происходящего на экране, сколько поселить в нас убежденность в иллюзорности созданного на экране мира, Рашид Нугманов находит, на мой взгляд, адекватную идеям неоромантизма киностилистику, и его фильм нельзя прочитать как притчу о романтическом принце, который пришел освободить свою принцессу из сонного царства. Ибо за пределами наркотического сна ее ждет наркотическое бодрствование, и выхода, по существу, нет.

В подтверждение этой идеи — и тут можно упрекнуть режиссера в плакатности и даже вторичности — камера время от времени делает панорамы по многочисленным экранам мониторов разных размеров, которые дополняют интерьер жилища героини. Экран телевизора неоднократно использовался в кинематографе для трагического или тронического контрапункта жизни простого маленького человека и большого непростого государства. (Вспомним совсем недавний пример: в «Ассе» Африка, избитый в милиции за серьгу, парит ноги в тазу в окружении мамаши и бабки, а по ТВ показывают вручение Брежневу золотого оружия). Для Нугманова экраны ТВ — это бодрствование, которое мало чем отличается от наркотического сна. Герой Цоя существует в фильме отдельно от всех остальных персонажей именно потому, что ему ведомо не только третье (наркотическое, то есть выход в иную реальность, которая завораживает), но и четвертое измерение, а в этом масштабе презрение к реальности неуместно.

Но наиболее убедительной неоромантической рефлексией по поводу романтической идеи об обреченности героя-бунтаря явился финал картины, в котором Цой попадает в воронку изображений. Немного раньше возникает своеобразная «рифма» к тем кадрам, которые были в прологе. Помните? Герой фильма возникает из урбанистического пейзажа, идет на статичную камеру, останавливается перед ней, закуривает сигарету. Кто он, откуда — мы не знаем. А в финале он, стоя на коленях в снегу, на который капает кровь из только что нанесенной ему ножевой раны, прикуривает сигарету и, с трудом поднявшись на ноги, уходит от нас в никуда — по еловой аллее в серебристо-мертвенном свете фонарей. На этом режиссер мог бы поставить точку, рассчитывая, что в памяти у нас останется поэтический образ молодого человека, пострадавшего за правое дело, его взгляд, обращенный к убийце, — недоумение и понимание в этом взгляде, сквозь ресницы, на которые, не тая, падают снежинки. Смерть как плата, искупительная жертва ради торжества небесного над земным — здесь обычно заканчивается романтическая ирония. Неоромантическая простирается дальше.

За кадром появятся первые аккорды знаменитого шлягера Цоя «Группа крови», а в кадре — титр: «Советскому телевидению посвящается». Из экранной жизни героя Нугманов монтирует краткий и эффективный клип, который, снижая романтический пафос песни, обнаруживает и усиливает ее энергию, утверждая «жизнь после смерти». Чувство сострадания к «романтическому принцу» сменяется улыбкой, смысл которой можно истолковать примерно так: вы думали, что мы принесли в жертву нашего Цоя ради истины и добра? Как бы не так. Пусть Сергей Соловьев при- носит в жертву Африку ради своих нелепых построений, в которых рок-культуре отводится место духовной антитезы господствующей культуре с ее лживой иерархией ценностей, позволяющей Брежневу царить в эфире, а Говорухину — в реальности. Пусть Африка, убиенный царевич, будет немым укором «отцам». Пусть рок-культура, то есть молодежь, подхватит в этом фильме цоевский клич: «Перемен, мы ждем перемен!». Между этой песней Цоя в «Ассе» и «Пожелай мне удачи в бою» в «Игле» — целая историческая парабола, хотя фильмы эти появились почти одновременно.

У Нугманова Цой никак не антитеза господствующей культуре. Конфронтации нет вообще, как нет в фильме деления на мир андеграунда и на мир сильных мира сего. Герой Цоя противостоит обыденному сознанию, в каком бы мире оно ни процветало, причем противостояние это отнюдь не на равных. Ибо герой просто обречен на торжество: оставаясь самим собой и не утрачивая чувства реальности для толпы, мечтающей об иллюзорном мире, он сам становится чем-то вроде наркотика. Нет ли здесь улыбки Мефистофеля? Может быть, но неоромантизм не отказывается от этой улыбки. Да и в судьбе нашей рок-культуры для такой улыбки найдется повод.kinoman.net


Цой

Человек-легенда: Виктор Цой

Виктор Цой настоящая легенда. На его песнях ...
«Далее»

Цой КИНО

Виктор Цой-величайшая и загадочная фигура Русского Рока ...
«Далее»

ТЕСТЫ

Тесты о Легендах: Сектор Газа - Юра ...
«Далее»

тест Цой Весной

Судя по песням Цоя, он любил гулять ...
«Далее»

Аккорды песен СГ-ХОЙ КИНО-ЦОЙ ЛЕТОВ-ГрОб ВЫСОЦКИЙ ТАЛЬКОВ

1.Вступление 2.Сектор газа 3.Сумасшедший труп 4.Я мразь ...
«Далее»

Загадки о Легендах

Здесь я буду выкладывать всякие загадки, головоломки ...
«Далее»

Политика и Легенды

Интересно, как относились к политике Клинских, Летов, ...
«Далее»

Караоке

Бывает, хочется спеть любимые песни, пожалуйста. Душевного ...
«Далее»
Созвучные Легенды ЦОЙ КЛИНСКИХ ВЫСОЦКИЙ ТАЛЬКОВ ЛЕТОВ

Легенды Авторской Песни?

Вначале, когда задумывал сайт, были противоречия, как ...
«Далее»
Легенды

Женщины и Уход Легенд

Юрий Клинских(27.07.1964 - 4.07.2000) Самые известные и ...
«Далее»

✯ Виктор ЦОЙ КИНО✯

Цой Виктор Робертович 21.06.1962-15.08.1990 Становление Цоя, как ...
«Далее»
Созвучные Легенды ЦОЙ КЛИНСКИХ ВЫСОЦКИЙ ТАЛЬКОВ ЛЕТОВ

Авторская песня ЦОЙ КЛИНСКИХ ВЫСОЦКИЙ ТАЛЬКОВ ЛЕТОВ

Авторская песня, я понимаю это как, необходимость ...
«Далее»
filatov karas Виктор Цой Остаться с тобой —Группа Крови

filatov karas Виктор Цой Остаться с тобой —Группа Крови

Ребята Filatov & Karas жгут! После удачного ...
«Далее»
Кукушка

Песня Кукушка Виктор Цой

«Кукушка» — легендарная песня группы «Кино» из ...
«Далее»
группа Солнечные Sолнечные Дни/ex.Черный Квадрат

группа Солнечные Sолнечные Дни/ex.Черный Квадрат

Рок-группа "Чёрный Квадрат" основана Игорем Соколовым в ...
«Далее»
РОНИН — Цой Александр Викторович

Цой младший

Творчество Александра Цоя Единственным наследником знаменитого музыканта ...
«Далее»
трибьют группа Виктор

трибьют группа Виктор

Группа родом из города Ош (Кыргызстан), но ...
«Далее»

АККОРДЫ ПЕСЕН ВИКТОР ЦОЙ группа КИНО

1 Вступление 2 Бой Цоя на гитаре 3 Примеры Боя ...
«Далее»
Виктор Цой биография

Виктор Цой биография

Цой Виктор Робертович 21.06.1962-15.08.1990 Цой Виктор Робертович ...
«Далее»
Виктор Цой жив

Виктор Цой жив

Цой — три ясных и летучих звука. Это имя ...
«Далее»
Фильм Игла, Игла Remix

Фильм Игла, Игла Remix

 «Игла́» — советский художественный кинофильм, снятый ...
«Далее»

Виктор ЦОЙ ВИДЕО

Клипы Группакрови, Стук, Звезда по имени Солнце, ...
«Далее»

Цой Альбомы (аудио)

Виктор Цой (акустика) Легенды русского рока.Звезда по ...
«Далее»
ХОЙ ЦОЙ

Цою: Хоой!

Знакомство с Цоем (Цою: Хоой!) Однажды Юра ...
«Далее»
Мама о Викторе Цое

Мама о Викторе Цое

МОНОЛОГ МАТЕРИ ВИКТОРА ЦОЯ КОРЁ САРАМ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) ...
«Далее»
Виктор Цой в Игле

Виктор Цой в Игле

Самурайские глаза - и руки музыканта. Уверенная ...
«Далее»
Цой Ли

Цой Ли

Лет десять назад в Ленинграде появились панки ...
«Далее»
Легенда о Викторе Цое - Мама о сыне Цой

Легенда о Викторе Цое — Мама о сыне

Легенда о Викторе Цое Валентина Васильевна Цой ...
«Далее»
Виктор Цой

«Он искал здесь вино, а нашел третий глаз…» Виктор Цой

За свою короткую жизнь этот человек  успел ...
«Далее»
Виктор Цой - кочегар КИНО

Виктор Цой — кочегар КИНО

В те годы, когда Цой начинал - ...
«Далее»
Виктор Цой

Загадка по имени Виктор Цой

15 августа исполнилось семь лет со дня ...
«Далее»
Цой КИНО

Виктор Цой о своих песнях

Из интервью Виктора Цоя: Я вообще-то всегда ...
«Далее»
Виктор Цой

Виктор Цой — последний герой русского рока

15 августа 1990 года в автокатастрофе под ...
«Далее»
Интересное о Цое

Интересное о Цое

Многими любимый и, не утративший свою популярность ...
«Далее»

Написать

Ваш email не будет опубликован.

Меню
Play Cover Track Title
Track Authors