Наутилус Помпилиус и Бутусов


Деятельность рок-группы «Nautilus Pompilius» обычно вызывает ассоциации с образом и творчеством Вячеслава Бутусова. Чуть реже вспоминают про основного автора текстов Илью Кормильцева. Между тем у группы два основателя — это, бывшие в то время студентами Свердловского архитектурного института, Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий. Свою рок-группу они захотели создать ещё в 1978 году. Однако самая первая запись появилась лишь в 1982 году и называлась «Али-Баба и 40 разбойников». Это стартовая демонстрационная версия альбома, который только планировали создать музыканты.

Дебютным же альбомом стал «Переезд», который был записан при участии гитариста Андрея Саднова и барабанщика Александра Зарубина. В него вошла песня «Пыль снежная», которая попала даже на Свердловское телевидение, но пришлась не по вкусу коммунистическим идеологам, поэтому авторы отказались от съёмок клипа. С Кормильцевым сотрудничество началось в 1985 году, одновременно с приходом в коллектив клавишника Виктора Комарова. В тот год шла работа над альбомом «Невидимки», который вышел в свет только в 1994 году. Название «Наутилус» появилось в 1983 году. Однако в СССР уже был другой «Наутилус», созданный Евгением Маргулисом. Поэтому в 1985 году Илья Кормильцев предложил поменять название на «Наутилус Помпилиус».


С момента своего образования коллектив пережил многократные небольшие изменения состава и один распад. Второй же, который случился в 1997 году, был финальным. Правда, всё кончилось удивительно дружно и красиво. О роспуске группы Бутусов объявил перед выходом финального альбома «Яблокитая» в интервью, которое они вместе с Кормильцевым дали русской службе Би-би-си. После этого был проведён концерт «Последнее плавание», и группа прекратила своё существование. За эти десять лет музыкантам удалось сделать нечто необычное и не имеющее аналогов. Множество лирических и мистических композиций, некоторые из которых касались острых социальных тем, а другие были ориентированы на глубинные пласты человеческого сознания. Особый поэтический рок, не имеющий аналогов. С самого начала был выбран довольно рискованный стиль игры. Простая музыка, не имевшая насыщенности аккордов рока. Группу очень легко было отнести к попсовым, а это по тем временам было самым страшным, что только могло случиться с любым уважающим себя рок-коллективом. Но назвать попсой всё то, что выдавал «НП» было нереальным. Слишком уж яркое исполнение, слишком уж сильные тексты, которые превращались в песни, что невозможно отнести к какому-то жанру однозначно. Поэтому критики признали группу полноценной.

Всё время своего существования «Nautilus Pompilius» активно взаимодействовал с самыми разными музыкантами и музыкальными коллективами. Несколько лет он был своеобразной площадкой самовыражения незаурядных и вместе с тем необычайно сложных творческих личностей. Так что удивляться нужно не тому, что у них были разногласия, а тому, что они могли так долго решать любые конфликты и вновь возвращаться к записи альбомов и продолжению концертной деятельности. Без особой манеры исполнения, сценического образа и харизмы Вячеслава Бутусова никакого «НП» бы не состоялось. Однако парадокс в том, что попытки работы в других музыкальных коллективах и сольная карьера уже не вызывали такого энергетического и творческого пика, как это было в 80-ых и 90-ых годах, когда Бутусов целиком посвящал себя «НП». Не только он много значил для группы, но и группа для него.


В одну воду дважды не войти. Это прекрасно понимали и понимают все участники, поэтому после 1997 года в полном масштабе «Наутилус» никто восстанавливать не пытался. Но и просто так забыть всё старое и сильное не получалось. Были даны несколько концертов, связанных с разовым воссоединением. В 2003 году на фестивале «Старый новый рок», и в 2004 на «Нашествии-2004», когда вместе со старым составом почему-то выступал ещё и Вадим Самойлов из «Агаты Кристи».

«НП» стал выдающимся проектом, что стал возможным в силу сочетания нескольких обстоятельств. Это естественный выход советского рока из подполья, появление у группы мощного текстовика, поэта и переводчика Ильи Кормильцева, необычайного колорита голоса и внешности Вячеслава Бутусова. Свою лепту внесла и определённая политика открытости, когда в группе время от времени выступали самые разные артисты, многие из которых впоследствии выбрали собственный путь развития или другие коллективы. Для нескольких поколений «Nautilus Pompilius» остаётся символом собственной юности. Она пришлась на непонятные, трудные, но прекрасные времена открытого творческого прорыва. Несмотря на все проблемы, которые приходилось решать музыкантам того времени, и множество раздоров, происходящих в среде советского рок-сообщества, у нас появился свой рок, со своим колоритом и своей романтикой.


Написать

Ваш email не будет опубликован.

Меню
Play Cover Track Title
Track Authors